Конструирование и его связь с игровой деятельностью


«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. 
   И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – 
от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» 
В.А.Сухомлинский 
   Идеи великого педагога В.А. Сухомлинского имеют продолжение и в нашей с Вами современности, которая требует от воспитателей непрерывного и постоянного самосовершенствования, и отвечают современному подходу к образовательной деятельности. Совершенствование себя, и конечно совершенствование наших детей – вот главная задача, которая стоит «во главе современной педагогики». То есть создания таких условий для развития детей, которые бы способствовали формированию «универсальных» (ФГОС) качеств и способностей, необходимых в дальнейшей жизни и при обучении в школе. 
   Одним из путей реализации данной задачи, поставленной Федеральными Государственными Образовательными Стандартами мы видим в одном из практических видов деятельности – детском конструировании (образовательная область – познание), которое на наш взгляд направленно на развитие всех сторон личности ребенка и является универсальным средством через которое воспитатели в детских садах имеют возможность решать самые разнообразные задачи( развития мышления и речи; формирования нравственных качеств; задачи развития детского творчества, поскольку конструирование каким бы оно не было, всегда направленно на создание готового продукта и т.д.) и конечно игре, как специфического для дошкольников вида деятельности.
   Необходимо сказать, что основной особенностью детского конструирования является его тесная связь с игрой на протяжении всего дошкольного детства. Но наш опыт показал, что необходимо «развести» данные понятия, поскольку эти два вида деятельности могут сопровождать друг друга, но не являться равными. Ребенок либо играет, либо конструирует.
На каком же возрастном этапе игра и конструирование слиты воедино и наоборот, один из видов деятельности, а именно конструирование начинает приобретать самостоятельное значение? Именно данный вопрос с методической точки зрения стал мне интересен, т.к. необходимо грамотное руководство воспитателей при организации процесса конструирования с детьми любого возраста. 
   Опираясь на работы Лиштван, Л.А Парамоновой, А.Н. Давидчук я попытались проследить динамику взаимодействия игры и конструирования, используя метод наблюдения самостоятельной и совместной с воспитателем видов деятельности. И убедилась, что именно в раннем возрасте конструирование слито с игрой. Именно в этом возрасте можно говорить об условном конструировании. Т.к. в основном замысел у детей раннего возраста отсутствует, дети быстро увлекаются и переключаются. Именно поэтому ограничиваться не большим количеством тем не следует, лучше использовать многотемие. 
   Затем постепенно игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей. Например, дети играют в больницу и строят кровать для куклы и т.д. В этот момент конструирование отделяется от игры, поэтому детям начиная со среднего дошкольного возраста мы предлагаем небольшое количество тем, в отличие от детей младшего. 
  А к старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и приобретает сюжетный характер. Например, дети делают сложные постройки, а за тем объединяют их в различных сюжетах игры. Детям старшего дошкольного возраста так же не следует предлагать каждый раз все новые и новые темы для конструирования, а лучше создать условия для преобразования построек, используя различные способы руководства. 
   На мой взгляд это наиболее эффективный и грамотный подход к организации данного вида продуктивной деятельности. В нем мы видим систему усложнения, в которой у детей формируется обобщенный способ конструирования. Именно тогда дети смогут все и по-разному конструировать. 
   Таким образом, учет особенностей игры и конструирования, и их взаимодействия необходим при руководстве строительными играми. 





2016 год

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Информация для Вас!!!