Методические рекомендации по использованию метода «сторисек» в работе с дошкольниками

Научить читать проще, чем научить хотеть читать или любить читать. Существует много различных методов и приемов овладения навыками чтения, также существуют методы, приемы и даже проекты, вызывающие интерес к чтению. Один из таких проектов – «Сторисек» (англ. storysack «мешок историй») – был разработан в Великобритании в 1994 году и отмечен европейской наградой European Award. «Сторисек» всесторонне развивает детское чтение и приносит огромное удовольствие и наслаждение чтением. Его идея заключается в продвижении детского чтения и обеспечения всем необходимым для получения удовольствия от совместного громкого чтения.
Основатель «Сторисека» – англичанин Нейл Гриффитс, соавтор книг по методологии обучения детей в дошкольном и школьном возрасте, автор книг о детях и играх и их взаимовлиянии, разработчик программ для детских садов. Он предоставляет различные занимательные материалы Центру Раннего Развития, создает игровые ресурсы, консультирует разработчиков детских игрушек, выступает на телевидении и радио, а также пишет художественные книги для детей и взрослых. Гриффитс работал над «Сторисеком» в течение шести лет. За это время «Сторисек» приобрел статус национального литературного проекта. Продвижению и распространению национального литературного проекта «Сторисек» по всей Великобритании, а впоследствии и в других странах, содействовал британский институт повышения квалификации работников дошкольных и начальных школьных учреждений, назначивший директором проекта самого автора.
По мнению Гриффитса, не дети должны много читать вслух, а взрослые. Он уверен, что такой подход – самый главный подход при обучении ребенка чтению: чем больше ребенок слушает, тем быстрее у него формируется навык читателя и развивается стимул к самостоятельному чтению. Гриффитс предлагает сначала решить вопрос «Как помочь ребенку стать читателем?» и уже только потом «Как научить ребенка читать?».
Цели «Сторисека»: разноуровневый и разносторонний подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач, получение удовольствия от самой книги и от совместного громкого чтения.                Задачи «Сторисека»: чтение хороших книг, расширение кругозора, пополнение и расширение словарного запаса, развитие навыков осмысленного чтения, навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков, формирование чувства уверенности в себе и стимулирование интереса к книге.
В отношении детской грамотности «Сторисек» затрагивает такие аспекты, как: расширение общего словарного запаса, словарного запаса собирательных имен существительных, формирование позиционной терминологии, навыков правильного словоупотребления, установления зависимостей, применения аллитерации, чувства ритма, чувства рифмы, положительного подражания, прогнозирования и программирования.
В состав «Сторисека» входят основанные на мультисенсорном подходе следующие компоненты:
ü  художественная книга,
ü  мягкие игрушки и реквизиты к книге,
ü  научно-популярная книга,
ü  аудиокассета, CDDVD,
ü  языковая игра,
ü  «шпаргалки» для родителей.
SS44591_SS_Handa_Surprise_Sack_2008Мягкие игрушки «Сторисека» – это главные герои художественной книги, реквизитами же могут быть бытовые предметы из книги, предметы обихода, либо предметы окружающей среды; они развивают словарный запас, помогают изучить образ главных героев, закрепляют понимание прочитанного. Иногда дополнительно к реквизитам сторисека относят театральный экран или театральные коврики.
Научно-популярная книга вложена в набор с целью развития всесторонних навыков чтения и для формирования читательского вкуса. Она соответствует тематике художественной книги, расширяет и дополняет ее научно-познавательными фактами на доступном детском языке. Аудиокассета позволяет детям прослушать книгу несколько раз. Многократное прослушивание и проговаривание развивает навыки осмысления звучащей речи, а также навыки пересказа и рассказывания.
Великолепными средствами выражения мысли являются языковые игры, необходимые на ранних стадиях обучения чтению и при формировании читательских навыков. Они доставляют удовольствие, расширяют словарный запас, закрепляют понимание прочитанного и помогают изучить языковые особенности. Игры в «Сторисеке» предназначены для поддержания и совершенствования опыта чтения хороших книг. Тем самым «Сторисек» помогает сделать процесс чтения жизненной потребностью детей. Этому способствует вовлечение их в доброжелательную комфортную атмосферу общения с книгой в кругу близких им людей. «Сторисек» дает детям возможность насладиться чтением, увлечься прочитанным, сочетая познавательное с увлекательным.
Британский литературный проект «Сторисек» можно применить как один из методов работы с книгой.
Работа по внедрению технологии «Сторисек» проводится в несколько этапов.
Подготовительный этап
1. Определяется произведение детской художественной литературы, которому посвящается «Сторисек».
Критерии отбора книги:
ü серьезное художественное произведение,
ü качественные иллюстрации,
ü произведение, удобное для громкого чтения,
ü доступный и интересный уровень книги для детского восприятия,
ü любимая книга детей,
ü книга, рекомендуемая родителями (педагогами, книжными магазинами).
2. Подготавливается мешок для комплекта материалов. Удачной формой работы будет предварительное проведение мастер-класса с читателями по изготовлению мешка. В этом случае впоследствии дети будут с повышенной мотивацией участвовать в последующих мероприятиях, связанных с продуктом их деятельности. Возможные варианты: мастер-класс по украшению мешка пуговицами, бисером можно вышить имена детей, участвующих в мастер-классе, приклеить к мешку бумажные элементы, использовать роспись по ткани и др. Возможно также использование готового мешка без предваряющего мастер-класса.
3. Подбираются остальные компоненты для комплекта:
-       игрушки (мягкие, от «киндер-сюрпризов», резиновые фигурки, пальчиковые и перчаточные куклы, маски и пр.), являющиеся прообразами героев выбранного произведения;
-       научно-популярная книга на тему, близкую к художественному произведению (например, к книге «Маугли» – энциклопедия животных);
-       аудиокнига по выбранному произведению;
-       DVD с мультфильмом/сказкой по произведению (при наличии).
При желании также подбираются другие игровые компоненты: игровые маты, природные материалы и пр. При выборе и изготовлении игрушек необходимо соблюдать меры предосторожности: не пришивать на мягкие игрушки пластиковые глаза; не включать в сторисек слишком маленькие детали, которые можно быстро проглотить; использовать безопасные наполнители для игрушек; использовать только Гостовские материалы; прикрепить к сторисекам предостерегающие ярлычки, например, «Это не игрушка. Детям до 3-х лет не рекомендуется». Возможно проведение предваряющих мастер-классов по изготовлению игрушек, декораций к «сторисекам» с читателями.
4. Разрабатываются литературные игры, задачами которых должны стать: расширение кругозора, развитие лексикона, навыков осмысленного чтения, связной речи для формирования навыков обсуждения художественного произведения, социальных навыков, самоуверенности. Например, литературными играми могут стать: «Режиссерская версия» – детям предлагается устно/письменно составить краткий сценарий фильма по книге, незначительно изменив ее содержание; «Допиши рассказ» – необходимо сочинить продолжение к книге; «Крокодил» – с помощью мимики и пантомимики изобразить героев произведения; «Найди пословицу» – подбор пословиц, иллюстрирующих мораль произведения; «История слов» – работа со словарями по объяснению новых слов. Наконец, возможны организация сюжетно-ролевых игр по мотивам произведения, проведение викторины, использование настольных игр по мотивам книги. В итоге в каждом «сторисеке» должно содержаться не менее 3 разнотипных литературных игр. Все игры необходимо соотнести с книгой.
5. Разрабатываются «Шпаргалки для взрослых» (родителей, педагогов). В виде малых печатных форм подготавливаются списки дополнительной литературы; варианты художественной книги (разных издательств, с разными типами иллюстраций); примеры вопросов для беседы по книге; биография писателя-автора книги в интересных фактах; рекомендации по организации процесса чтения. Предлагаются домашние задания к научно-популярной книге «сторисека», например, создание коллажа из газетных или журнальных картинок, соответствующих тематике книги.
6. Красочно оформляется опись готового «сторисека».
Этап продвижения
На этом этапе подготавливаются анонсы мероприятий по «сторисекам»; приглашаются родители и педагоги для «вводной беседы»; раздаются рекламные буклеты и листовки, осуществляется электронная.
Основной этап
Работа с художественным произведением
ü  Работа с книгой предполагает громкие чтения в группе детей.
ü  Организовывайте диалог до, во время и после прочтения книги. Обсудите с детьми: Как будем держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрации? Кто/ что вам больше всего нравится в книге? Случалось ли с вами что-нибудь подобное тому, что произошло в книге? Расскажите. Какие слова/события повторялись в книге? Используйте и другие вопросы.
ü  При помощи игрушек разыграйте содержание книги (сами или вместе с детьми) во время чтения книги или после.
ü  Иногда просите детей следить пальцем по тексту во время вашего чтения (для этой работы раздайте детям одинаковые экземпляры книги).
ü  Проведите игру с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки или сами дети, стимулируйте детей к проигрыванию сюжетов книги.
ü  Попросите детей подавать вам нужные реквизиты во время чтения.
ü  Поговорите о реквизитах, спросите детей, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать.
ü  Заостряйте внимание на буквах. Спрашивайте детей, с каких букв (звуков) начинаются конкретные слова.
ü  Почитайте книгу по ролям. Заострите внимание на навыках: изменения скорости чтения, интонации, тембра голоса и пр.
Работа с научно-популярной книгой
-       Развивая связную речь и коммуникативные навыки детей, а также способность к программированию самостоятельных высказываний, предложите детям поделиться своими впечатлениями о названии, обложке, иллюстрациях книги.
-       Заострите внимание на содержании и алфавитном указателе, расскажите, как они помогают ориентироваться в книге. Научите детей самостоятельно пользоваться различными книжными указателями.
-       Прочитайте часть книги и спросите детей, что они смогли понять. Попросите рассказать о своих знаниях по теме.
-       Выпишите понравившиеся детям факты, красиво оформите их и раздайте родителям, чтобы они развесили их на приметных местах в доме.
-       Составьте с детьми список вопросов, на которые хотелось бы, чтобы ответили их друзья.
-       Используйте другие формы работы с научно-популярными изданиями.
Работа с аудиокнигой
Организуйте коллективное прослушивание аудиокниги с одновременным/предваряющим/завершающим комментируемым рисованием, мастер-классом по изготовлению закладки, новой обложки к книге и пр.
Завершающий этап
«Сторисек» передается читателям на дом, в школу и пр. Собираются письменные отзывы о новой форме работы, уточняется читательский запрос для организации последующих «сторисеков»
Проект «Сторисек» предоставляет педагогам большие творческие возможности. Многочисленные исследования показали, что благодаря сторисеку уже за два семестра в детских садах детская грамотность возрастает в среднем на 20 %. Случаев, когда бы сторисек не доставил удовольствия, не понравился детям или взрослым, не было выявлено вообще.
Список использованных источников
1.                Лынская, М. И. Методические рекомендации по проведению «Сторисек» [Электронный ресурс] / М. И. Лынская. Мутав, Л. Работа со «Сторисеком» [Электронный ресурс] /                        Л. Мутав // Чтение на евразийском перекрестке. Интеллектуальный форум чтения :  сборник материалов форума (27–28 мая 2010 г.).
2.                Мутав, Л. Удовольствие от совместного чтения. Проектный метод «STORYSACK» (сторисек) / Л. Мутав // Библиотечное дело. – 2008. – № 23. – С.43.
Список рекомендуемых источников
1.                Давыдова, Н. В. Проект «Волшебный рюкзачок». Возрождение традиций семейного чтения в семьях, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Н. В. Давыдова // Публичные библиотеки. Пути взаимодействия. Вып. 15: Роль библиотек в поддержку семьи и в сохранении традиций семейного чтения. Пятый всероссийский конкурс для муниципальных библиотек «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОБСЛУЖИВАНИИ ЧИТАТЕЛЕЙ»: сборник лучших работ.
2.                Есть идея! [Электронный ресурс]: библиодайджест / Централизованная библиотечная система г. Апатиты; сост.  Е. Гильмутдинова, И. Глинка. – Щинникова, В. И. Подарить радость чтения: новые формы продвижения чтения в молодежной и детской среде: консультация [Электронный ресурс] / В. И. Щинникова. –
  
Сторисек по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок»
для детей старшего дошкольного возраста

Итак, что же это за «мешок историй», что в мешке?
Это настоящий полотняный мешок, внутри которого находится хорошая художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными материалами. Дополняют художественную книгу мягкие игрушки, реквизиты, научно-популярная книга по теме, аудиокассета или компакт-диск, языковые игры, шпаргалки для родителей. Мягкие игрушки и дополнительные реквизиты помогают оживить книгу.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1.     Выбор книги.
Книги Владимира Сутеева написаны простым, понятным языком, и рассказывают о таких событиях, которые доступны дошкольникам.
Большинство героев книг Владимира Сутеева – забавные животные, наделённые автором вполне «человеческими» качествами и характерами. Сказки и рассказы Сутеева – это та «настоящая» детская литература, которая утверждает, что в сказках всегда торжествует справедливость, добро побеждает зло. Сюжет построен так, что юный читатель сам приходит к правильным выводам о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Дружить, помогать друзьям, трудиться, быть смелым и сообразительным – вот чему учат эти книги.
Рассказы и сказки Сутеева – просто находка для педагогов и родителей, потому что они насыщены развивающими моментами, их содержание даёт возможность обсудить с ребёнком прочитанное и на его основе уточнить знания и представления ребёнка.
И самое главное – иллюстрации! Все свои сказки Владимир Григорьевич иллюстрировал сам. Поэтому практически каждая важная мысль сказки или рассказа предстаёт для ребёнка в наглядных образах! А в дошкольном возрасте наглядность для ребёнка, который пока обладает не слишком большим кругозором, очень важна. Иллюстрации Сутеева помогают ребёнку увидеть на картинке всё, о чём ему прочитали, а это огромная польза для развития детского мышления.
«Мешок яблок» – одна из лучших сказок Владимира Сутеева, которая поможет привить детям доброту, искренность и бескорыстие. В сказке речь идет о зайце, который, хотя и торопился домой с мешком диких яблок для своих малышей, угостил по дороге каждого, кто его об этом попросил. И хотя набрать гостинцев второй раз не получилось, ушастые крошки не остались голодными – каждый угостившийся лесной житель принес много подарков семье щедрого папы-зайца.
Сказка Владимира Григорьевича Сутеева «Мешок яблок» (Сутеев, В. Мешок яблок: учебное пособие для детей дошкольного возраста / В. Сутеев ; рис. авт. – Москва: АСТ: Астрель, 2002. – 12 с.: ил. – (Планета детства)) выбрана для «сторисека» потому, что это – интересная, умная, добрая, весёлая, развивающая, богато иллюстрированная книга!
2.                Подготовка мешка для комплекта материалов.
Для «сторисека» используется полотняный (плотный, непрозрачный) мешок. Удачной формой работы будет предварительное проведение мастер-класса по изготовлению мешка. Возможно также использование готового мешка без предваряющего мастер-класса.
3.                 Подбор компонентов для комплекта.
-       игрушки – прообразы героев сказки (заяц, ворона, медведь, бельчата, ёж, коза, козлята, крот, зайчиха, зайчата, волк),
-       картинки с изображением яблок, орехов, грибов (либо в сезон – настоящие яблоки, орехи и грибы),
-       картинки с изображением капусты, морковки, картошки, петрушки, свеклы, бочонка меда,
-       картинка с изображением яблони,
-       картинки с изображением домика Зайца.
-     научно-популярная книга на тему, близкую к сказке, например, «Животные России» (Шахова, А. А. Животные России: научно-популярное издание для дошкольного возраста / Анна Анатольевна Шахова. – Москва: РОСМЭН, 2014. – 32 с. – (Самая первая энциклопедия));
-     аудиокнига по выбранному произведению, например, (Сутеев, В. Г. Мешок яблок и другие сказки-мультфильмы [Звукозапись] / Владимир Сутеев ; исполн.: Любовь Поволоцкая, Валерий Пигаев. – электрон. дан. – Москва : Аудиокнига, 2010. – 1 электрон. опт. диск : зв. (50 мин. 52 сек));

-     DVD с мультфильмом по произведению (Мешок яблок [Видеозапись] / реж. Витольд Бордзиловский; в ролях:  Георгий Вицин, Анатолий Папанов, Борис Владимиров. – Москва:                                                                             Союзмультфильм, 1974. – 1 электрон. опт. диск (DVD)).
4.                Разработка литературных игр.
К сказке «Мешок яблок» можно предложить игры:
1.  «Крокодил» – с помощью мимики и пантомимики изображение героев сказки.
2.  «Найди пословицу» – подбор пословиц, иллюстрирующих мораль сказки. Например, среди пословиц (без беды друга не узнаешь; без друга в жизни туго; верному другу цены нет; дружба не гриб, в лесу не найдешь; кто скуп да жаден, тот в дружбе неладен; нет друга – ищи, а нашел – береги; нужда сдруживает; птица сильна крыльями, а человек дружбой; сам пропадай, а товарища выручай; старый друг лучше новых двух) нужно выбрать пословицы, которые наиболее подходят морали сказки «друг познается в беде». 
3.  «Веселые скороговорки» – быстрое проговаривание текста:
-     Заяц, заяц, чем ты занят?
-     Кочерыжку разгрызаю.
-     А чему ты, заяц, рад?
-     Рад, что зубы не болят.
-     Волки, вы ли ночью выли?
Возле леса вы ли были?
-     Вы спросили, были мы ли?
Были, ноги в речке мыли.


Прорычал медведь в берлоге.
Прорычал барсук в норе.
Промычали, промолчали.
И проснулись на заре.
Три козы
Среди лозы
Схоронились от грозы.
Вот и кончилась гроза.
Козы здесь. А где лоза?


4.   «Кто это?» – отгадывание загадок:
Много бед таят леса,
Волк, медведь там и лиса.
Там зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверек зовется?
(Зайка) 
Кто  на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(Белка)


Заяц зайцу говорит:
-     Мне б его да аппетит!
-     В аппетите мало толку,
Мне бы зубы, как у…
(… волка)
-     Сжался ты – не развернёшь, –
На клубок, на мяч похож.
Сто иголок, а не шьёшь.
-     Не хочу,  – ответил…
(Ёж)


Есть рога, а не баран,
Хвост свечой, а не белка,
Не корова, а молоко даёт.
(Коза)
Сделал дыру, вырыл нору,
Солнце сияет, а он и не знает.
(Крот)


Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хриповатая,
Известная персона –
Это…
(Ворона)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
5. «Шпаргалки для взрослых».

Биография писателя
Сутеев Владимир Григорьевич – 
русский детский писатель,
художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор
(1903-1993).

В
ладимир Григорьевич Сутеев родился 5 июля 1903 года в семье врача. Отец был очень талантливым человеком, он не только лечил людей, но и увлекался живописью, пел в Благородном дворянском собрании, часто читал вслух своим сыновьям. Владимир был старше своего брата и научился читать очень рано. Довольно внушительную книгу Жюля Верна «Танственный остров» он прочитал самостоятельно в возрасте пяти лет. Как и все дети, Володя в детстве обожал рисовать.
Став взрослым, Владимир выбрал для учебы инженерно-строительный факультет Высшего технического училища, но очень скоро, в 1924 году, перешел в Институт кинематографии. Так Сутеев стал художником-мультипликатором и одновременно работал художником. Его рисунки публиковались в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Дружные ребята», он иллюстрировал детские книжки. Шутливое слово «мультики» стало для Сутеева серьезной работой, с 1936 года он – режиссер на киностудии «Союзмультфильм»создает мультфильмы «Муха-Цокотуха», «Шумное плавание». Он сделал около сорока сценариев к мультфильмам.
В суровые годы Великой Отечественной войны Сутеев работал на киностудии «Воентехфильм». А после войны начал работать в издательстве «Детгиз», где иллюстрировал книги детских писателей: Корнея Чуковского, Джанни Родари, Тимофея Белозерова, Агнии Барто...
Позднее художник выступил в роли писателя, делая содержательные, поучительные подписи к своим красочным рисункам.
Его первая книга называлась очень просто – «Сто картинок». Это картинки-сценки об изобретательных кошках и собаках, ежах и утках. Рассматривая их, невозможно не улыбнуться. Недаром одно зарубежное издательство, публикуя книжку у себя в стране, дало ей название «Сто смешных картинок».
А книги В. Сутеева переведены на 36 языков мира, изданы миллионными тиражами в разных странах, их любят не меньше, чем мультфильмы. Его главная книжка называется «Сказки и картинки». Сказки поэтичны и добры, фантазия переплетается с реальностью, написаны они для самых маленьких, в них присутствует обязательный воспитательный момент.
Рассказывая читателям о разных животных, писатель знаеткак любят малыши подражать языку птиц и зверей. Персонажи Сутеева думают, реагируют на происходящие события по-разному. И каждый персонаж делает это по-своему: зайцы всегда торопыжки, ежи – рассудительны, петухи – надменны, кошки – капризны...
А почему же художник решил стать писателемПотому что «веселых авторов, пишущих для малышей, намного меньше, чем «веселых» художников». Сутеев вспоминает, что вырос «среди шуток и веселья» и, возможно, ему хотелось, чтобы все дети на свете больше смеялись. А может, все дело в его секрете  ведь писал он правой рукойа рисовал левой.

Список литературы о жизни и творчестве В. Сутеева
          Вдовина, И. «Сказки о животных»: В. Г. Сутеев «Палочка-выручалочка» / И. Вдовина // Начальная школа. – 2012. – № 8. – С.2-5. – (Библиотечка учителя).
Бегак, Б. Чувство детства / Б. Бегак // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 6. – С. 67- 69.
Ганкина, Э. З. Художник в современной детской книге : очерки / Э. З. Ганкина. – Москва : Советский художник, 1977. – 215 с.
Ивлева, Л. «Весёлые рассказы помогают жить...» : художник-иллюстратор В. Г. Сутеев / Л. Ивлева // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2007. – № 1. – С. 16-18.
Ильючик, М. Авторские сказки: В. Г. Сутеев «Палочка-выручалочка» / М. Ильючик // Начальная школа. – 2012. – № 8. – С. 6-8. – (Библиотечка учителя).
Коваленко, Н. Твой любимый художник : знакомство с иллюстрациями для детей 7-8 лет / Н. Коваленко // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. – № 5. – С. 48-49.
Космачева, Т. Кто сказал «мяу»? : музыкальная сказка по рассказу В. Сутеева / Т. Космачева // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 5. – С.115-124.
Папорова, Т. Просто волшебник / Т. Папорова // Пионерская правда. – 2003. – 4 июля (№ 25). – С. 7.
Паутова, Н. Цыпленок и утенок : интегрированное занятие для детей 3-4 лет / Н. Паутова // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2013. – № 12. – С. 54-56.
Перкова, Т. «Я счастлив, что посвятил себя детям» : детский писатель В. Сутеев / Т. Перкова // Дошкольное воспитание. – 2009. –      № 8. – С. 58-63.
Смирнов, А. Художники «Мурзилки». 1924-2013 : юбилеи /               А. Смирнов // Юный художник. – 2013. – № 11. – С. 12-13.
Сутеев, Владимир Григорьевич // Писатели нашего детства. 100 имен : биографический словарь в 3 частях. Ч. 1. – Москва : Либерея, 2000. – С. 315-318 : ил. – (Альманах «Приложение к журналу «Библиотека»).
Федосова, Т. Г. Сутеев – художник и автор сказок / Т. Федосова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 7. – С. 33-40. – (Чтение художественной литературы).
Щербинина, Ю. Грибок : сценарий спектакля по мотивам сказки В. Сутеева / Ю. Щербинина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 9. – С. 45-46.


Сказки, которые иллюстрировал В. Сутеев
Белозёров, Т. Лесной плакунчик / Т. Белозёров ; [худож.  В. Сутеев]. – Москва : Детская литература, 1988. – 16 с. : ил.
Родари, Д. Приключения Чиполлино / Д. Родари ; [худож. В. Сутеев]. – Москва : Детская литература, 1977. – 255 с. : ил.
Сказки и стихи о зверятах в картинках В. Лебедева, В. Сутеева / сост. О. Муравьева ; [худож.: В. Сутеев, В. Лебедев]. – Москва : АСТ : Астрель, 2003. – 399 с. : ил. – (Планета детства).
Сутеев, В. Г. Волшебный магазин : [для старшего дошкольного возраста] / В. Г. Сутеев ; [худож. Н. Кудрявцева]. – Москва : АСТ : Астрель, 2003. – 63 с.
Сутеев, В. Г. Времена года : рассказы и игровые занятия /В. Г. Сутеев ; [худож. В. Сутеев]. – Москва : Олма-Пресс Экслибрис, 2003. – 8 с.
Сутеев, В. Г. Капризная кошка : [для дошкольного возраста] /В. Г. Сутеев ; [худож. В. Сутеев]. – Москва : Росмэн-Лига, 1997. – 16 с.
Сутеев, В. Г. Кораблик : сказки с картинками : [для дошкольного возраста] / В. Г.  Сутеев ; [худож. В. Сутеев]. – Москва : Астрель, 2004. – 64 с.
Сутеев, В. Г. Кот-рыболов : сказки с картинками : [для дошкольного возраста] / В. Г. Сутеев ; [худож. В. Сутеев]. – Москва : Астрель, 2004. – 64 с.
Сутеев, В. Г. Кто-кто в теремочке живёт? : сказка : [для дошкольного возраста] / В. Сутеев ; [худож. В. Сутеев]. – Москва : Астрель, 2002. – 15 с.
Сутеев, В. Г. Кто найдёт слона : сказки с картинками : [для дошкольного возраста] / В. Г. Сутеев ; [худож. В. Сутеев]. – Москва : Астрель, 2004. – 64 с.
Сутеев, В. Г. Кто сказал «мяу» : сказки с картинками : [для дошкольного возраста] / В. Г. Сутеев ; [худож. В. Сутеев]. – Москва : ОНИКС 21 век, 2001. – 15 с.
Сутеев, В. Г. Мешок яблок : сказка / В. Г. Сутеев ; [худож. В. Сутеев]. – Москва : Детская литература, 1987. – 23 с.
Сутеев, В. Г. Мы ищем кляксу : сказка с картинками / В. Г. Сутеев ; [худож. В. Сутеев]. – Москва : Детгиз, 1962. – 12 с.
Сутеев, В. Г. Палочка-выручалочка : сказка : [для дошкольного возраста] / В. Г. Сутеев ; [худож. М. Михайлов]. – Москва : Росмэн-Лига, 1997. – 16 с.
Сутеев, В. Г. Петух и краски : сказка : [для дошкольного возраста] / В. Г. Сутеев ; [худож. В. Сутеев]. – Москва : Росмэн-Лига, 1997. – 15 с. 
Сутеев В. Г. Петя и красная шапочка : сказка : [для дошкольного возраста] / В. Г. Сутеев ; [худож. А.Савченко]. – Москва : Астрель, 2003. – 15 с.
Сутеев В. Г.  Под грибом : сказки с картинками : [для дошкольного возраста] / В. Г. Сутеев ; [худож. В. Сутеев]. – Москва : Астрель», 2006. – 16 с.
Сутеев В. Г.  Прилежные козлята : сказки с картинками : [для дошкольного возраста] / В. Г. Сутеев ; [худож. В. Сутеев]. – Москва :   АСТ : Астрель, 2008. – 10 с.
Сутеев В. Г. Про бегемота, который боялся прививок : сказка : [для дошкольного возраста] / В. Г. Сутеев ; [худож. М. Михайлов]. –  Москва : АСТ : Астрель, 2008. – 12 с. 
Сутеев В. Г. Раз, два – дружно : сказка с картинками : книжка-игрушка с картинками  / В. Г. Сутеев ; [худож. В. Сутеев]. – Москва : Астрель [и др.], 2007. – 15 с.
Сутеев В. Г. Разные колёса : сказка с картинками : [для дошкольного возраста] / В. Г. Сутеев ; [худож. В. Сутеев]. –Москва : Росмэн-Лига, 2007. – 13 с.
Сутеев В. Г. Сказки и картинки : [для дошкольного возраста] / В. Г. Сутеев ; [худож. В. Сутеев]. – Москва : Астрель, 2002. – 230 с.
Сутеев В. Г. Сказки и картинки : сказки, сказочные истории : [для дошкольного возраста] / В. Г. Сутеев ; [худож. В. Сутеев]. –Москва : Астрель, 2006. – 240 с.
Сутеев  В. Г. Терем-теремок : сказки с картинками : [для дошкольного возраста] / В. Г. Сутеев ; [худож. В. Сутеев, Н. Кудрявцева]. – Москва : Астрель, 2006. – 12 с.
Сутеев  В. Г. Цыплёнок и утёнок : сказка : [для дошкольного возраста] / В. Г. Сутеев ; [худож. В. Сутеев]. – Москва : Малыш, 1986. –     15 с.
Чуковский К. Айболит : сказка / К. Чуковский ; [худож. В. Сутеев]. – Москва : Детская литература, 1980. – 32 с.
Примерные вопросы для беседы по сказке:
-       Кто главный герой сказки? 
-       Какой у него характер?
-       Кого первого встретил Заяц у яблони? 
-       Какая по характеру ворона?
-       Кто встретил Зайца потом?
-       Каким вы представляете себе Медведя?
-       Кто подбежал потом к Зайцу?
-       Как относится автор к бельчатам?
-       Кто встретился Зайцу по дороге еще?
-       Где встретил Заяц волка?
-       Какой волк?
-       Когда Заяц прибежал домой, что он увидел?
Примерные вопросы для характеристики главного героя:
-       Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Почему?
-       А кто главный герой сказки?
-       Как он себя проявлял в разных ситуациях: при встрече с бельчатами, медведем, кротом и волком? Какими качествами он обладает? (злой, добрый, щедрый, завистливый, отзывчивый, жадный, заботливый, смелый, находчивый).
-       Заяц – положительный или отрицательный герой сказки?
-       А кто противоположный герой? Почему?















\
Правила чтения сказок
Как же читать (рассказывать) сказку детям? Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого к рассказываемому.
Правила, которые сделают чтение вслух увлекательным:
1.       Показывайте ребенку, что чтение вслух доставляет вам удовольствие. Не бубните, как бы отдавая давно надоевшую повинность. Ребенок это чувствует и утратит интерес к чтению.
2.       Демонстрируйте уважение к книге. Ребенок должен знать, что это не игрушка. Приучите детей аккуратно обращаться с книгой. Рассматривать ее желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно перелистывать страницы.
3.       Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребенком.
Взрослый должен стоять или сидеть лицом к детям так, чтобы они могли наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
Таким образом, ребенок-слушатель чувствует, что повествование обращено к нему, а вам видно, какие чувства вызывает у него ваше чтение. Можно заметить, какое место в сказке или рассказе больше всего интересует ребенка, соответственно, это позволит полнее реализовать терапевтическую и компенсаторную функцию художественного произведения.
4.       Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Все это чарует ребенка, он наслаждается напевностью повествования, ритмом стиха. Роль чтеца или рассказчика при организации домашнего чтения трудно переоценить. Именно от него зависит, какую атмосферу, какое настроение он создаст, как будет направлять внимание детей, активизировать и успокаивать их. Взрослый должен тонко чувствовать, в каком ритме читать, когда уменьшать или увеличивать драматизм ситуации.
В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя». Слово «слушать» означает не только физический слух, но и способность чувствовать, ощущать самые разнообразные «внутренние звуки»: от легкости, приятного тепла, до покалывания, чувства тяжести, неприятных ощущений.
5.       Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо – в зависимости от содержания текста, стараясь голосом передать характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивать». Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
6.       Сокращайте текст, если он слишком затянут, так как ребенок все равно перестает воспринимать услышанное. Кратко перескажите окончание. Однако при пересказе важно не только передать замысел и сюжет, но и сохранить стиль произведения. В процессе рассказывания недопустимы пропуски, затянувшиеся паузы. Если вы читаете сказку на ночь, следите, чтобы у истории был счастливый конец.
7.       Читайте сказки всегда, когда ребенок хочет их слушать. Может быть, для взрослых это и скучновато, но для него – нет.
8.       Читайте вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте семейное чтение и тогда, когда ребенок научится читать.
9.       Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» ребенка, позвольте ему самому выбирать книги.
10.  С самого раннего детства необходимо подбирать свою личную библиотеку. Почаще ходите с ребенком в книжный магазин, библиотеку. Покупать книги следует постепенно, выбирая то, что интересует детей, что им понятно. Отведите дома уголок для ремонта книг. Найдите время и помогите отреставрировать книги.
11.  Читайте вслух или пересказывайте ребенку книги, которые вам самим нравились в детстве. Прежде чем прочитать ему незнакомую для вас книгу, попробуйте прочитать ее сами, чтобы направить внимание ребенка в нужное русло.
12.  Привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое, не отрывайте от чтения или рассматривания. Как этого достичь? Все атрибуты читаемых текстов, любую наглядность, музыкальное сопровождение можно варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.
13.  Обыгрывайте впечатления, полученные детьми при слушании сказки: дайте им возможность действовать и выразить свои эмоции и чувства, свое отношение к прослушанному.
Для этого можно предложить игру-беседу с куклами-персонажами. Они позволяют отнестись к персонажам уже со своей позиции, вызывающей у ребенка сочувствие к положительным персонажам и возмущение поступками отрицательных.
Чем интенсивнее эмоциональное воздействие сказки, тем интереснее и разнообразнее детские рисунки. Опыт показывает, что иногда, прослушав сказку, дети не знают, что рисовать: они сидят в раздумье перед чистым листом бумаги, вертят в руках карандаш и т.д. Дело в том, что обилие впечатлений мешает им сосредоточиться. В этом случае не стоит торопить ребенка и уж тем более ругать его. Посидев какое-то время, он все равно приступит к работе и нарисует то, что в наибольшей степени произвело на него впечатление, задело его эмоциональную сферу. Поэтому детские рисунки, выполненные после прослушивания сказки, содержат много информации. Внимательно всматриваясь в них, анализируя их тематику, содержание, характер изображения, средства выразительности и т.д., можно узнать, каким представляют себе дети тот или иной сказочный персонаж, кто из героев сказки вызвал у них наибольший эмоциональный отклик, понравился больше всех, почему и т.д.

Домашние задания к научно-популярной книге:
1.       Чтение взрослыми детям о животных, которые упоминаются в сказке.
2.       Рисование детьми любого понравившегося животного.
6. Оформление описи готового «сторисека».
Красочное оформление на листе бумаги (самостоятельно или с детьми) описи вложенных в мешок предметов. Опись также вкладывается в мешок.


ЭТАП ПРОДВИЖЕНИЯ
1.       Подготовка анонса мероприятия по «сторисеку». Текст объявления может быть примерно таким.
2.       Раздача приглашений.
3.       Электронная рассылка приглашений.




ДОРОГИЕ РЕБЯТА
И УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!
Приглашаем вас на необычное мероприятие – «сторисек» по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок»! 
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Работа с художественным произведением
ü  Громкое чтение сказки (обратите внимание на изменения скорости чтения, интонации, тембра голоса).
ü  Беседа на основе первичного восприятия текста:
-          понравилось ли вам произведение?
-          что вам понравилось?
-          о ком сказка? кто главный герой?
-          зачем Заяц отправился в лес? (искал грибы-ягоды для зайчат),
-          что нашёл Заяц в лесу? (яблоню),
-          сколько яблок он набрал? (полный мешок),
-          какие чувства у вас возникали, когда вы слушали сказку? (радость, грусть, переживание),
-          в какой момент вы переживали?
ü  Беседа по содержанию сказки:
-          назовите героев сказки,
-          с кем же первым встретился наш герой? (с Вороной).
-          кто встретился потом? (Медведь)
-          кто еще встретился Зайцу по дороге домой? (бельчата, Еж, Коза, Крот),
-          чем он их оделил? (яблоками),
-          расскажите, какие подарки принесли зайчатам звери, что вы можете сказать о них? (они отзывчивые, благодарные, добрые),
-          а кто ничего не принес? (Ворона),
-          какой вы представляете Ворону? (Ворона завистливая, жадная).
ü  Обращение внимания на буквы (звуки) (спрашивайте детей, с каких букв (звуков) начинаются конкретные слова).
ü  Проведение игры «Весёлые скороговорки» (быстрое проговаривание текста).
ü  Разыгрывание при помощи игрушек эпизода/эпизодов сказки (самостоятельно или вместе с детьми) во время чтения книги (попросите детей подавать вам нужные реквизиты).
ü  Вопросы о реквизитах (спросите детей, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать).
ü  Проведение игры «Крокодил» (с помощью мимики и пантомимики изображение героев сказки).
ü  Проведение игры «Кто это?» (отгадывание загадок).
ü  Определение главной мысли сказки:
-          какой вопрос задает Ворона в конце сказки? (никак ума не приложу: как могло из пустого мешка столько добра появиться?)
-          как вы на него ответите?
-          какова главная мысль сказки? (за добро добром платят),
-          чему она вас учит? (быть добрыми, отзывчивыми).
ü  Вывод: Благодаря своей доброте, Заяц имеет много друзей. Звери отблагодарили Зайца за его щедрость и помогли в трудную минуту.
ü  Проведение игры «Найди пословицу» (подбор пословиц, иллюстрирующих мораль сказки).

Работа с научно-популярной книгой
-       обмен впечатлениями о названии, обложке, иллюстрациях книги,
-       чтение раздела «В лиственных лесах» (попросите детей рассказать о своих знаниях по теме),
-       составление с детьми списка вопросов, на которые хотелось бы, чтобы ответили их родители.
Работа с аудиокнигой
Коллективное прослушивание аудиокниги с комментируемым разукрашиванием раскрасок.
ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП
1.       «Сторисек» передается читателям на дом или в детский сад.
2.       Собираются письменные отзывы о новой форме работы, уточняется читательский запрос для организации последующих «сторисеков»

Список использованных источников
·        Микляева, Н. В. Сказкотерапия в ДОУ и семье / Н. В. Микляева,             С. Н. Толстикова, Н. П. Целикина. – Москва : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя).
·        Пословицы и поговорки / сост. В. Д. Сысоев. – Москва : АСТ : Астрель : Хранитель, 2008. – 191 с.
·        Узорова, О. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления / О. Узорова, Е. Нефёдова. – Москва : АСТ : Астрель, 2007. – 222 с.


Карта обратной связи

Уважаемые коллеги!
Для изучения эффективности использования данной консультации и в целях совершенствования подобных изданий просим ответить на следующие вопросы (нужное подчеркнуть):
1.     Актуальна ли тема пособия:
¨  да
¨  нет
2.     С какой целью Вами используется консультация:
¨ в методической работе,
¨ для самообразования,
¨ в системе повышения квалификации,
¨ для наведения справок,
¨ другое___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
3.     Как Вы оцениваете структуру консультации:
¨ положительно,
¨ отрицательно,
¨ затрудняюсь ответить
4.    Ваша оценка стиля и языка консультации:
¨ просто и доступно
¨ излишне усложненно
5.   Устраивает ли Вас научный аппарат консультации: библиография,                     приложения?:
¨ да
¨ нет
6.     Если «нет», то почему_________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
7.       Назовите конкретные темы, по которым, с Вашей точки зрения, нужны консультации________________________________________________________
___________________________________________________________________________________     




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Информация для Вас!!!